ОРЗАММАР
География: Орзаммар расположен в Морозных горах, которые создают естественную границу между Орлеем и западными пределами Ферелдена. Это огромная подземная метрополия, населённая боле чем сотней тысяч гномов.
Столица: Орзаммар.
Язык: общий.
Этнохороним: гномы (гном, гномка).
История:
-4600 Древней: предположительно первый контакт эльфов с гномами.
-1200 Древней: Тевинтер заключает союз с гномами.
-1170 Древней: король Эндрин Каменный Молот переносит столицу гномов из Кэл Шарока в растущий тейг Орзаммар.
-1160 Древней: налоги, взымаемые Орзаммаром с торговой прибыли Кэл Шарока, постепенно становятся обременительными.
-395 Древней: начало Первого Мора. Порождения тьмы множатся и атакуют большими силами, сосредоточившись в первую очередь на подземных Глубинных Тропах. Многие тейги пали под их натиском.
-255 Древней: Совершенный Каридин, в попытках найти лучший способ бороться с порождениями тьмы, создает первого голема.
-248 Древней: Каридин исчез, унеся с собой тайну создания големов. Тайна веками остается погребенной.
-195 Древней: с закрытием Глубинных Троп, пусти сообщения между борющимися за выживание королевствами гномов дали сбой. Каждый тейг избирает собственного короля, сохраняя при этом верность верховному королю Орзаммара.
-15 Древней: гномы Орзаммара запечатали последнюю из Глубинных Троп, отрезав Кэл Шарок, который сочли потерянным.
1:95 Божественного: Астит Серая возведена в Совершенные после того, как пожертвовала своей жизнью за короля. В ее честь основан орден Молчаливых Сестер.
8:96 Благословенного: Эндрин Эдукан занял трон Орзаммара.
9:10 Дракона: Бранка, молодая гномка из касты кузнецов, получила статус Совершенной за изобретение бездымного топлива.
9:12 Дракона: в горах Охотничьего рога обнаружен считавшийся погибшим тейг Кэл Шарок.
9:13 Дракона: под натиском порождений тьмы пала крепость Легиона Мертвых Боннамар.
9:28 Дракона: Совершенная Бранка отправилась на Глубинные Тропы в поисках Наковальни Пустоты Каридина.
9:30 Дракона: Эндрин Эдукан умирает, не пережив тоски от потери своих старшего и младшего сыновей. Единственный оставшийся сын Белен наследует трон. В Орзаммаре разгорается конфликт после того, как лорд Пирал Харроумонт обвиняет Белена в братоубийстве. Конфликт заканчивается воцарением Белена и казнью Харроумонта - не без помощи Стражей.
9:31 Дракона: гномы Орзаммара восстанавливают тейг Кэл Хирол.
9:32 Дракона: Легион Мертвых при поддержке солдат Белена Эдукана отвоевывают крепость Боннамар.
Форма правления: монархия (выборная).
Политика, экономика, общество:
Для понимания законов гномьего общества необходимо иметь представление о кастовой системе, которая определяет всю его жизнь.
Высший класс:
- знать;
- воины;
Средний класс:
- торговцы;
- ремесленники;
- шахтёры;
Низший класс:
- слуги.
Таким образом, гном из касты торговцев никогда не сможет стать кузнецом, и наоборот - родившийся в касте кузнецов не сможет пойти в торговцы. Каста гнома определяется по родителю одного с ним пола: сына - по отцу, дочери - по матери. Так, если у мальчика отец слуга, а мать из знати, быть ему в касте слуг. Для дочери же в этом случае предопределена судьба представительницы знати. Изменить касту нельзя, даже выйдя замуж или женившись на гноме более благородной касты, каждый из новобрачных остаётся при своей касте.
Иногда всё же гномам удаётся улучшить своё положение за счёт детей. Некоторые гномки промышляют "охотой на знать": ищут благосклонности гномов из каст воинов или знати в надежде родить от одного из них ребёнка. И если повезёт, то ребёнок родится мальчиком, а значит, унаследует касту родовитого отца. Рождаемость у гномов низкая, поэтому даже такого незаконнорождённого ребёнка с радостью примут в семье отца. И не только ребёнка, а даже мать с её семьёй переведут в касту отца, чтобы не порочить в будущем происхождение малыша.
Неприкасаемые
Все граждане равны перед законом, и находятся под его защитой, однако есть и дно общества - гномы, не имеющие касты. Эти гномы либо были лишены касты за какие-то прегрешения, либо родились у бескастовых. Они находятся вне закона, и им запрещено выполнять любую работу, которую полагается делать членам других каст.
То есть, по сути дела, никакой легальной работы им не остаётся. Они не могут быть ни рудокопами, ни ремесленниками, ни торговцами, ни даже слугами. Выбор у большинства небольшой: чтобы выжить в Пыльном Городе, они вынуждены заниматься бандитизмом. Большинство работают на Хартию, мощный преступный синдикат, который контролирует весь подпольный бизнес трущоб.
Из всех гномов "пылеглоты" покидают Орзаммар чаще всего. Уходя в наземный мир, они ничего не теряют - касты у них и так нет. Наоборот, странно, что столько неприкасаемых остаётся в городе, где с ними обращаются, как с мусором. Те, кто ушёл, редко оглядываются назад.
Единственное сообщество, которое может уравнять представителей всех каст - это Легион Мёртвых, самостоятельное воинское подразделение гномьей армии, непрерывно сражающееся с порождениями тьмы на Глубинных Тропах и отчитывающееся непосредственно перед королем или королевой Орзаммара. Вступление в него доступно и представителям знати, и неприкасаемым, каждому легионеру при вступлении списываются все совершённые в прошлом грехи и преступления. Для многих это единственный способ очистить имя своей семьи.
Наземники
Одна каста стоит особняком среди прочих: гномы-наземники. Для подземных королевств они играют жизненно важную роль, однако прочие гномы смотрят на них сверху вниз – хоть и с любопытством.
Большинство гномов-наземников – торговцы и торговые посредники, продающие эльфам и людям товары и сырьё. Они торгуют рудой, драгоценными камнями, сталью отличной ковки, высококачественными вещами, и дорогостоящим лириумом. Гномы-авантюристы и странники также принадлежат к касте Наземников. В Орзаммаре и Кэл Шароке эта каста имеет самый низкий ранг, исключая разве что бескастовых.
Немалая доля иронии заключается в том, что приключенцы-гномы, знаменитые среди людей, на родине занимают очень низкое положение в обществе и совершенно не пользуются уважением.
Общество гномов помимо каст делится еще и на Дома. Положения гнома во многом зависит от того, к какому роду он принадлежит. Благородные Дома основываются Совершенными, касты более низкого сословия, такие как Воины и Кузнецы, основывают Дома самостоятельно.
Совершенные - это элита гномьего общества. Они – знатные воины, политики, кузнецы и, что удивительно, даже дети, которых другие считают объектом для подражания. Совершенные выбираются Советом за особые заслуги (например, за изобретение бездымного топлива, за создание технологии производства големов, достижения в области поэзии или музыки).
Когда Совершенный избран, в его честь основывают Дом, носящий его имя, а также его/её имя записывают в Хроники. Слово Совершенного имеет такой же вес, как и слово короля. Хотя они не являются политической силой, к их словам прислушиваются, ведь они внушают уважение всем гномам.
Политическая и военная власть в Орзаммаре сосредоточена в руках единовластного монарха. Король - достаточно сильная фигура, пользующаяся значительным влиянием в стране, и династии, как правило, удерживают трон на протяжении нескольких столетий.
Традиционно король назначает своего преемника, обычно старшего сына (иногда дочь), тем самым делая его первым кандидатом на эту должность. Это не гарантирует того, что именно наследник станет королем, так как кандидатура должна быть утверждена Советом, основным законодательным органом королевства, а он не обязан безоговорочно подчиняться королю в этом плане.
Совет - это вторая по уровню влияния сила в Орзаммаре.
Структура Совета
Руководитель Совета
Руководитель Совета - одна из самых высокопоставленных должностей в обществе Орзаммара. Руководитель - это широко признанный и уважаемых лорд, который следит за ходом заседаний Совета. Из-за своей нейтральной позиции, он не может высказывать свое мнение и не имеет права голоса. Он также имеет власть над городской стражей, по крайней мере во времена, когда нет короля.
Деширы
Члены Совета известны как "дешир", что можно примерно перевести как "лорд Совета". Их иногда называют, возможно в шутку, "глубокие лорды". Во время событий Пятого Мора Совет состоит из восьмидесяти деширов, родом из самых влиятельных благородных Домов города. Право благородного дома, претендующего на голос в Совете, основывается на том, есть ли у него среди предков деширы или Совершенные. Таким образом, число членов Совета может колебаться.
Вопрос о новом члене Совета поднимается, когда освобождается место в нем - обычно это происходит после смерти или отставки одного из деширов. Если такое место имеется, действующий член Совета назначает кандидата, который должен быть одобрен минимум третью Совета. Отставки бывают редко, деширы остаются на своей должности до конца жизни, равно как и короли. Для того чтобы войти в Совет обычно требуется потратить много денег для того, чтобы установить политические союзы и дать взятки.
Функции Совета
Совет, как законодательный орган, принимает законы и дает советы королю и в меньшей степени исполняет роль судебной системы. Любой дешир может выдвинуть предложение или проект закона для обсуждения. Предлагаемый закон должен быть ратифицирован большинством голосов членов Совета, прежде чем станет официальным законом. Дебаты по таким предложениям в некоторых случаях длятся годами. Также Совет имеет голос в разбирательстве особо серьёзных преступлений - вплоть до убийства короля - и определяет наказание для такого преступника. Следует отметить, что в древние времена наказание в виде изгнания применялось в очень редких случаях, так как считалось одним из самых жестоких.
Когда собрание принимает закон, он записывается в Хроники.
Король или королева также могут вносить предложения на рассмотрение, но они рассматриваются таким же образом, как если бы это предложение было сделано деширом. Когда Совет собирается принять закон, который не был одобрен единогласно, король или королева может отклонить его и отправить закон обратно на рассмотрение для дальнейшего обсуждения. Это может повторяться неограниченное количество раз.
В дополнение к голосованию за нового короля, Совет также голосует за новых Совершенных, задача, возможно, даже более сложная, чем выбор короля. Объявление гнома Совершенным по факту является объявлением о появлении нового благородного Дома, поскольку Совершенный и его семья становятся благородными. С этого момента они имеют право на собственного дешира в Совете.
Планировка тейга строго определяется кастовой системой. Королевский дворец, обитель Дома Эдукан, и залы Совета располагаются высоко, в ярусе, носящем название «Алмазный Квартал», там же находится и Зал Хранителей. Отсюда можно рассмотреть всю остальную часть города. Множество залов содержит важнейшие аспекты гномьего общества и их редко посещают члены других каст. Исключение делается лишь для некоторых представителей касты торговцев, которые размещают здесь свои стойки и продают товары непосредственно знати.
Сложная система лестниц и проходов пролегает от Алмазного Квартала через районы знати к Общинным залам и, наконец, трущобам лишённых касты в Пыльном Городе.
Гномы из касты торговцев имеют большое влияние в Общинных Залах, где продаются и покупаются изделия ремесленников Орзаммара. Кроме того, как раз в Общинных Залах посетители Орзаммара проводят большую часть своего времени, поскольку это центр торговли тейга.
Рядом располагается Арена Испытаний, издавна являющаяся местом разрешения публичных споров у гномов. Хотя в Испытаниях обычно участвуют гномы, наземники с более «экзотичными» стилями боя могут сформировать свою команду и принять участие в боях с молодой и жадной до славы знатью. Разумеется, не бесплатно.
Ниже Общинных Залов находится Пыльный город — самый бедный район Орзаммара и дом для лишённых касты, — гномов, которых избегает остальная часть общества за грехи их предков.
Примечание о Кэл Шароке
История
Расположенное под горами Охотничьего рога королевство Кэл Шарок когда-то было столицей империи гномов. Непосредственная близость к Минратосу, столице Тевинтера, способствовала развитию связей с ним и сотрудничеству в построении инфраструктуры и военной мощи растущего государства людей.
Когда влияние людей распространилось, а Империю Тевинтер ослабили беспорядки, столица гномов была перенесена в южный тейг Орзаммар. Это был первый из многих ударов, обрушившихся на гномов Кэл Шарока. Когда разразился Мор, они были среди тех, кто понёс наибольшие потери. В -40 году Древней Эры Верховный Король заявил, что Хормак, Гундаар и Кэл Шарок пали под натиском орды порождений тьмы и повелел закрыть Глубинные Тропы. Крепкий тейг выжил, чтобы в итоге оказаться преданным лидерами Орзаммара, которые оставили Кэл Шарок для обеспечения собственной безопасности.
В 9:12 Века Дракона, спустя 952 года после объявление тейга потерянным, Кэл Шарок был заново обнаружен. Жители бывшей столицы столетиями существовали в полной изоляции. Король Эндрин Эдукан, в то время уважаемый правитель Орзаммара, был тем, кому приписывают восстановление связей с городом. С тех пор отношения между двумя тейгами были в лучшем случае натянутыми, а лидеры Кэл Шарока публично так и не заявили, что простили Орзаммар за его предательство. Отношения осложняет и то, что члены Совета Орзаммара упрямо пытаются заставить Кэл Шарок признать их главенствующее положение.
Владея куда меньшим количеством ресурсов, чем Орзаммар, и не имея доступа к поверхности, гномам Кэл Шарока пришлось пойти на многое, дабы выжить. Считается, что после вторжения порождений тьмы древние короли отступили в Кэл Шарок, где могли обороняться, но понесли значительные потери. Вероятно, длительное взаимодействие с порождениями тьмы неизвестным образом повлияло на жителей Кэл Шарока, позволив им пережить почти тысячелетие изоляции. Обитатели города не спешат пускать к себе посторонних, поэтому ученые только начинают понимать, через что им пришлось пройти ради выживания.
Культура
Поколения гномов из Кэл Шарока, жившие в изоляции, не подвергались тому относительно недавнему культурному влиянию, которое оказала на Орзаммар его длительная связь с поверхностью. Языки обоих тейгов имеют единую основу, но диалект Кэл Шарока больше напоминает старую манеру речи, не подвергшуюся воздействию извне.
Гномы Кэл Шарока по-прежнему чтят предков, называемых Совершенными, но они не признают Совершенных Орзаммара, так же как Орзаммар не признаёт их. Своих Совершенных они увековечивают в камне не в виде статуй, но как массивные барельефы, украшающие стены прилегающих к тейгу Глубинных троп.
Политика
Также как и Совершенных, короля Орзаммара в Кэл Шароке не признают ни в каком из должностных положений. У самого Кэл Шарока короля нет, им правит Ассамблея, заседания которой проходят в тейге Шароковар. В Кэл Шароке не уделяют особого внимания принадлежности к той или иной касте, поэтому члены Совета могут происходить из любой семьи.
Камнедробильщики
Организация, схожая с орзаммарским Легионом Мёртвых, но считающаяся более слабой его версией. В ней также состоят гномы, обречённые на гибель в бою, но отношение к смерти — героической или нет — у Камнедробильщиков менее трепетное.
Тейги:
Тейг дома Эдукан - поселение могущественного правящего дома Орзаммара в прошлом. Это был последний тейг, отобранный у Орзаммара порождениями тьмы, его потеря стала большим ударом по гордости гномов. Говорят, что Щит Совершенного Эдукана был спрятан внутри и найден вторым ребёнком Эндрина Эдукана. В правление нынешнего короля, Белена Эдукана, тейг снова возвращён под власть Орзаммара.
Тейг Ортан - поселение на Глубинных тропах восточнее перекрёстка Каридина. Именно здесь родился, работал и провёл большую часть жизни Совершенный Каридин, легендарный кузнец и создатель големов. После Мора тейг был отвоёван у порождений тьмы, в походах участвовали отряды королевской армии и наёмники, снаряжённые молодой Ортой, восстановленной в правах наследницы Дома Ортан.
Кэл Хирол - крепость и центр обучения касты кузнецов. Здешние мастерские расположены на том самом месте, где Совершенный Хирол изобрел знаменитые улучшения прочности и силы големов, а любимый ученик Хирола разработал метод хранения обработанного лириума, применяемый по сей день. Эти открытия принесли Кэл Хиролу процветание: говорят, коридоры там сияли золотом и серебром. Однако, падение Кэл Хирола покрыто тайной. Просто однажды вся элита Крепости появилась в воротах Орзаммара, без сил и в отчаянии от потери дома.
Тейг Кадаш (первоначально известный как Кад Халаш) – потерянное гномье поселение, которое когда-то принадлежало Дому Кадаш. Очень озеленён по сравнению с остальными, огромная каменная статуя голема была возведена здесь холме в честь тех, кто принесёт свои жизни в жертву, чтобы создать големов. Некогда Дом Кадаш предоставил убежище эльфам-беженцам из Арлатана, и некоторое время представители двух рас мирно сосуществовали друг с другом. Закончилось это, когда правители Кэл Шарока узнали об этом соседстве и, опасаясь, что подобная дружба повредит отношениям с Империей Тевинтер, разрушили тейг.