КУН
Отнести Кун к религии можно лишь условно, хотя бы потому что кунари не признают существование какой бы то ни было высшей силы, именуемой богами. Это философское учение, свод наставлений и предписаний, помогающих регулировать жизнь общества.
Было время, когда раса косситов исповедовала анимизм. Тогда они еще были дикарями, преданными хаосу, мешавшему им стать великими. Затем появился Ашкаари Кослун, великий мыслитель, чье учение выковало из косситов дисциплинированных кунари. Сегодня их ведет Кун, философский текст, написанный Кослуном.
Кун. Песнь I:
"Давным-давно в большом приморском городе жил ашкаари. Город был осиян богатством и успехом, словно солнцем, и все же его жители роптали на судьбу. Ашкаари гулял по улицам родного города и видел вокруг себя плоды гениальности: шедевры архитектуры и художества, дворцы богатых торговцев, библиотеки и музыкальные залы. Но видел он и приметы нужды – бедных, больных, потерянных, напуганных и отчаявшихся. И спросил себя ашкаари: "Как может один и тот же народ быть одновременно мудрым и невежественным, великим и разбитым, торжествующим и отчаявшимся?"
Покинул тогда ашкаари родную землю и отправился в иные города и страны в поисках народа, обретшего достаточно мудрости, чтобы покончить с безысходностью и отчаянием. Много лет бродил он по империям, полным дворцов и садов, но в каждой стране, где были мудрые, великие и могущественные, он находил и покинутых, и обездоленных, и бедных. В конце концов пришел он к безбрежной пустыне, где лишь голые камни покоились под бездонным небом. Укрывшись в тени высокой скалы, он погрузился в созерцание, решив найти ответ или погибнуть на том месте.
Прошло много дней, пока однажды ночью, выглянув из тени скалы, не увидел он, как безжизненная пустыня проснулась. Туча саранчи поднялась с бесплодной земли и направилась на юг, точно волна вздыбленной земли. Ашкаари поднялся и пошел по их следу, по пути разрушения, раскинувшемуся вширь, где некогда поросшая зеленью земля превратилась в пустошь. И были глаза ашкаари открыты.
"Существование есть выбор.
Нет в мире хаоса, есть лишь сложность.
Знание сложного есть мудрость.
От мудрости мира приходит мудрость личности.
Овладение мудростью личности есть овладение мудростью мира.
Потеря личности – источник страдания.
Страдание есть выбор, и мы можем не принять его.
В наших силах создать мир или разрушить его".
И ашкаари отправился к своему народу".
В основе Кун лежит два принципа:
Господство (исскун): "Знать что-то - значит понять это: понять, зачем это, понять, что это, а также чем оно не является. Знать что-то - значит обладать силой властвовать над этим, и лишь в недостатке знания заключена слабость".
Равновесие (акун): "Существовать без равновесия - значит упасть, сломаться, сдаться. Только равновесием может быть достигнуто истинное спокойствие. Тот, кто спокоен, способен слушать и знать. Через знание стать сильнее. Через силу стать сталью. И как сталь стать прочным".
Любая дискуссия о философии Кун должна рассматривать общество в целом, поскольку они неразрывно связаны. Все аспекты жизни кунари продиктованы Кун. Строгое следование учению ставится выше любых понятий свободы личности.
Поэтому Кун не допускает существование религии. Когда это учение стало законом, храмы, построенные косситами для почитания их анимистических богов, были разрушены, а жрецов перевоспитали или отправили в изгнание. Любое поклонение божествам или богу, такому как Создатель, запрещено и при необходимости пресекается с применением насилия.
Для следующих Кун отсутствие личных свобод не имеет значения. В этом порядке они находят комфорт и стабильность. Но для тех, кто ценит свободу выше общественного блага, жизнь под властью Кун может быть просто невыносимой.
Том Кослуна, "Гимн Души":
"Путник спросил Ашкаари:
Каким ты видел наше предназначение?
Великий Ашкаари молвил: Я расскажу тебе историю.
Огромная гранитная статуя стоит на острове, сдерживая море.
Небосвод венчает ее чело. Она видит край мира.
Ее ступни погружаются в воду с каждым приливом.
Свет и тьму сменяют небеса над ее головой. Волна вздымается, чтобы поглотить землю, и откатывается обратно.
Солнце и звезды падают в море друг за другом в свой черед, лишь чтобы взойти снова.
Прилив поднимается и отступает, но море неизменно.
Борьба - иллюзия. Бороться не с чем.
Обман лежит глубже. Статуя сопротивляется приливу и течению моря и подтачивается каждой волной.
Она не желает мириться с заходом солнца, и лицо ее опалено его лучами. Она не знает себя.
Упрямо сопротивляется она мудрости, и это изменяет ее.
Если ты любишь замыслы, поддайся приливу. Пусть он вынесет тебя.
Не бойся темноты. Солнце и звезды вернутся, чтобы направить тебя.
Ты видел, как величайшие из королей возводили памятники своей славе лишь для того, чтобы они рассыпались и исчезли.
Насколько мир величественнее их славы?
Предназначение этого мира меняется вслед за каждым из времен года. Каждая перемена - только веха, отмечающая часть общего великого замысла.
Море и небо сами по себе - ничто.
Просто осколки".
Говорят, что Кослун пришел к своей философии, пытаясь найти общество, в котором не будет безнадежности и отчаяния. Дальние странствия, которые он совершал, убедили его в том, что такое общество не существует. Он встречал народы, которые были счастливы и свободны, но всегда за счет несчастья других. Отчаявшись, Кослун на время уединился в пустыне. И когда он наблюдал за огромной стаей саранчи, на него снизошло просветление. Он приступил к написанию многочисленных поэтических уроков о том, как построить общество, которое, по его мнению, было бы благом для всех.
Кун определяет статус для каждого кунари, и каждого из них воспитывают для того, чтобы выполнять отведенную роль. Одни могут стать воинами, силой насаждающими законы Кун среди других народов. Другие будут искать способы улучшить общество. Третьи будут воспитывать детей в соответствии с учением Кун.
Свои роли кунари получают даже раньше, чем имена. Их называют в соответствии с их родом занятий. Солдат в ранге стэна, командира отряда, получает имя Стэн, а маг, или, как их называют кунари, "саирабаз" будет зваться Саирабаз. Если роль меняется - меняется и имя.
"Кунари видят свое общество как единое целое", - написала когда-то провидица из Конт-аара. "Живой организм, чье здоровье и благополучие является обязанностью каждого. На Сегероне либо в Пар Воллене можно увидеть Кунари во всей их целостности. Там наиболее наглядным становится объединение Кунари в единое существо. Работники, которых Кун именует разумом, производят всё, в чем нуждаются кунари. Душа — жрецы — ищет более полного постижения мира и самой себя, а также наставляет тело и разум в непрерывном стремлении к совершенству. Тело - армия - служит связующим звеном между душой, разумом и миром. Все и вся имеет свое место, предопределенное Кун, и на это месте они трудятся во благо единого целого".
Каждая из частей "организма" имеет свое руководство - трех лидеров, известных как Саласари, или Триумвират:
Аригена: лидер ремесленников и торговцев. Аригена занимается поддержанием быта общества на должном уровне. Этот пост может занимать только женщина.
Арикун: лидер духовенства кунари. В ведении Арикун находятся Тамассран и Бен-Хаззрат, таким образом он или она отвечает за соблюдение Кун и обучение юных кунари. Этот пост может занимать как мужчина, так и женщина.
Аришок: военный лидер кунари. Отвечает за защиту и безопасность общества, а так же за расширение территории. Кроме того, военные отвечают за ведение переговоров с иностранцами, что в глазах других народов делает Аришока номинальным главой государства. Этот пост может занимать только мужчина.
Кун. Песнь IV:
"Когда ашкаари взглянул на разрушения, учиненные саранчой,
Он наконец увидел мировой порядок.
Чума должна приносить страдания, пока она длится,
Землетрясения должны уничтожить землю.
Они связаны своим существованием.
Азит тал иб. Так должно быть.
Ибо мир и личность - это одно целое.
Существование есть выбор.
Страдающая личность приносит в мир только страдание.
Это выбор, и мы можем не принять его".
В обществе кунари нет валюты как таковой. "Торговцы" в городах кунари контролируют надлежащее распространение товаров, но не продают их. Несмотря на то, что кунари не занимаются покупкой и продажей внутри своей общины, они ведут ограниченную торговлю с остальным Тедасом. Для кунари такая торговля - не столько способ получения товаров, сколько возможность узнать больше о тех, кто еще не принял законов Кун.
В обществе кунари не существует понятия "семья". Они не женятся и даже не выбирают своего партнера. Кунари не знают своего родства: участие отца заканчивается после зачатия, матери - в момент родов. Семьей кунари является его или ее сверстники, называемые братьями или сестрами.
Наделенный властью класс женщин-жриц, именуемых Тамассран, организует и утверждает зачатия. Они же занимаются воспитанием детей с самого рождения. Тамассран определяют, кто может иметь потомство, и следят за тем, чтобы дети правильно обучались пути Кун. Они наблюдают за воспитанниками и определяют их сильные стороны.
Кунари официально получают свои роли, когда им исполняется двенадцать лет. Тамассран проводят испытания - чаще устные или физические - чтобы определить, где молодой кунари будет наиболее полезен. Тамассран пользуются большим влиянием и уважением, поскольку занимаются воспитанием детей общины.
Кунари считают, что руководить могут как мужчины, так и женщины. Однако они полагают, что тот или иной пол лучше подходит для определенных общественных задач. Какие бы способности ни проявлял мужчина в сфере управления, он никогда не сможет сравниться в этом с женщиной. Таким образом, считается, что ставить мужчину на эту должность нецелесообразно, ведь женщина справится лучше.
Большинство ролей распределяются по половому признаку. Но бывают странные и очень редкие исключения. Если есть необходимость, мужчина-кунари займется сельским хозяйством, а женщина будет сражаться. Отдельно стоит отметить такое явление как "акун-атлок" - так кунари называют тех, кто родился одного пола, но живет жизнью другого. В таком случае кунари получает роль в соответствии с "выбранным" полом, и так же к нему относятся окружающие.
Есть области, такие как философия и наука, допускающие участие обоих полов, но даже в них есть деление на дисциплины. Мужчины проводят исследования в одних областях, женщины в других. В рядах Бен-Хаззрат также есть представители обоих полов, но и там их разделяют по специализациям. В обществе кунари практически нет таких ролей, которые одинаково могли бы выполнять, как мужчины, так и женщины.
Бен-Хаззрат условно можно назвать тайной полицией кунари, которая приводит в исполнение законы Кун. Они действуют и за пределами общества кунари, выполняя секретные операции за границей. Тем они охотятся на тал-васготов и других врагов Кун, иногда исполняя роль шпионов.
В то время как кунари принимают Бен-Хаззрат как естественное явление, другие расы имеют предубеждения против тайной полиции кунари. Этот пользующийся дурной репутацией молот правосудия Кун обычно не казнит своих пленников - это расценивается как растрата ресурсов, ведь каждое существо имеет ценность. Смертный приговор для пленников заменяют работой в трудовых лагерях или обучением Кун. Таким образом еще одной обязанность Бен-Хаззрат является "перевоспитание" и ассимиляция завоеванных народов.